Особенности детской воли

  

  Воля детей начинает проявляться рано. В первых более или менее сознательных движениях ребенка уже замечается проявление его воли. Шестинедельный младенец, будучи привлечен светом лампы, поворачивает к ней свою головку, и в этом движении нельзя не заметить проявления его воли. Десятимесячный ребенок желает схватить ручонками подносимый ему предмет, в чем также проявляется его воля.

  Воля детей, в сравнении с волей взрослых, духовно развитых людей, представляет особенности, которые обусловливаются их возрастом и степенью душевного развития. Вследствие неопытности ребенка и незнания, что вредно и что полезно, что возможно и что невозможно, каждое возникшее в нем желание быстро переходит в действие. Он не обдумывает долго, не колеблется. Лишь мелькнуло в нем какое-нибудь желание, он сейчас же осуществляет его.

  Трехлетнему ребенку захотелось зимой устроить в комнате сад. Долго не думая, он взбирается на стул, отламывает ветки и бутоны комнатных цветов и втыкает их, где попало. Устроив, таким образом, свой садик, он в восхищении от своей выдумки, не подозревает, что доставил хлопот родителям. Или еще: четырехлетнему мальчику, играющему в саду, вдруг захотелось палкой, заменяющей ему меч, сбивать с кустов листья и цветы, и он тоже немедленно осуществляет свое желание, нисколько не помышляя о том, что портит растения.

  Очевидно, что, вследствие такого быстрого перехода желаний ребенка в действия, нужен внимательный присмотр за ним, чтобы не позволять ему совершать запрещенные поступки. Мало того, необходимо с первых лет жизни ребенка приучать его только к тому, что следует делать, и не давать повода к возникновению в нем неправильных желаний.

  Дети не задумываются над последствиями своих поступков. Этим также объясняет быстрый переход желаний в действия у детей. Только неприятное последствие, например, недовольство матери, гнев отца, ассоциировавшись с действием, может удержать его от совершения неправильного поступка.

  Интересы ребенка зачастую неопределенны и неустойчивы; отсюда напрашивается вывод, что и желания его неустойчивы. Ребенок мечется из стороны в сторону в своих желаниях и действиях. Каждый новый мотив вызывает в нем новое желание.

  В своих действиях ребенок больше руководствуется чувствами, чем идеями. Чувства овладевают его сознанием и направляют его желания. Ребенок слабо поддается доводам рассудка, но зато ему вполне доступен язык эмоций. Затрагивая чувства ребенка, родители легко склоняют его к тому или другому действию.