Работа с природными материалами - здоровье малышей

 

Волшебная глина

 

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

(Русская поговорка)

 

  Множество русских народных промыслов сегодня решают не только задачи сохранения традиций мастерства, но, как показывают исследования психологов, педагогов и медиков, оказывают колоссальное положительное влияние на развитие личностных качеств ребёнка, психические функции и самочувствие. Приобщение к таким видам творчества, как лозоплетение, ткачество, изготовление и роспись глиняных изделий научит малыша многому, поддержит его здоровье и позволит сформироваться личности, понимающей и любящей природу, чувствующей её душу.

  Сегодня можно зайти в любую квартиру или дом: к соседям, родным, знакомым людям и не понять, что вы в жилище человека русского. А происходит это потому, что везде стандартное убранство, мебель … Нет тех вещей, которые создают своеобразный русский уют: кружевных салфеток, расписных кухонных разделочных досок , кувшинчиков глиняных… Многие скажут: «Прошлый век, не модно, мещанство…». Нет, это русский дух, традиции уюта и домовитость. Быт имеет истоки в душевности и возрастает с самоуважением.

  Промыслы народов России - это культурное наследие их природы. Забыть их нельзя, их нужно помнить, знать и чтить. Сбережение наследия русских ремесленных традиций – это способ познания себя через исконную культуру дедов и прадедов, научение мыслить и чувствовать молодое поколение по-русски.

  Возрождение традиций русского ремесленного искусства – гончарного дела, возможно и в детском саду, и дома. Для детей, как показывает опыт, это одно из самых привлекательных и занимательных занятий. Для многих, со временем, оно принимает форму стойкого увлечения и становится хобби.

  Рынок детских товаров сегодня не обошло это возвращение к истокам русской культуры. Разнообразные модификации детских гончарных кругов легко приобрести в специализированных магазинах. Удобство и компактность позволяет превратить группу или детскую комнату в мастерскую гончарного промысла.

  Такая форма организации деятельности с детьми старшего и среднего возраста развивает познавательную и исследовательскую деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

  Гораздо больше пользы принесёт общая (взрослый человек и ребёнок) деятельность. Таким образом создаются условия позволяющих каждому малышу почувствовать себя преемником русских традиций, ощутить себя Мастером и познать ценность произведения своих рук. А что может быть лучше для формирования здоровой психики ребёнка?

  Одновременно решается и масса важных задач: образовательных, развивающих и воспитательных. Таким образом , мы готовим переход ребёнка из дошкольного возраста к школьному без эмоциональных срывов, стрессов. Сохраняем физическое здоровье и формируем , так нужное каждому из нас, единение с миром природы.

  Работа с природным материалом -глиной развивает общую моторику и в отдельных операциях по работе с глиной мелкую, задатки, творческие способности и воображение малыша. навыки наблюдательности и умения ранжировать задачи работы в их логической последовательности (что следует за чем).Активно формируется художественный вкус и восприятие на примерах русского традиционного гончарного искусства. Воспитывается отзывчивость, понимание и доброта ко всем участникам работы.

 

Новизна и преимущества работы с глиной

 

  Работа на гончарном круге дело не новое для художественных школ, кружков дополнительного образования. А вот для дошкольного возраста является экспериментальным и инновационным. Природный материал, глина, безопасна для детского здоровья, с ней малышу физически легко справиться. Она во много раз пластичнее пластилина, не содержит красителей, отдушек. Своеобразная влажность и вязкость массы, наряду с положительными эмоциями, развивает тонкое и чувственное осязание. Глина требует пространственного видения мечты – поделки. Она предопределяет конструктивную деятельность и максимальную внимательность к себе.

  Заметьте, обучая малышей гончарному искусству воспитатель или родитель, да и воспитанники, повторяют именно те движения, которые делали древние мастера и мастерицы! Иначе не выполнить… Так, тактильно и бережно мы подводим ребят к истокам традиционной ремесленной гончарной культуры, истории и русским корням.

 

Простота технологического процесса

 

  Простота технологического пути создания гончарной посуды связана всего с двумя этапами : лепкой и декорированием. Собственно, такая малоэтапность труда является преимуществом организации занятий с природным материалом. Она позволяет детям не утрачивать интерес и не только изготавливать, но и украшать изделие до полной готовности.

  Психологи отмечают такой факт, как спонтанное создание мотивации по представлению своей работы – возникает желание в небольшом рассказе другим о своей работе и чувствах. Это значит , что занятия гончарным делом успешно развивают речь, основную функцию психики.

 

Риски работы с гончарным кругом

 

  Однако можно сказать, что , на первый взгляд достаточно простая технология работы с гончарным кругом, тем не менее может быть полна неприятных неожиданностей для всех членов команды, если не учесть несколько важных моментов, рисков.

  Во-первых, будьте готовы сами и подготовьте малыша к тому, что занятия с глиной не всегда оставляют «рабочее место» в идеальной чистоте. Лучше, если вы застелите пол клеёнкой или материалом легко моющимся. Ребёнку заготовьте и переоденьте в «рабочую одежду».

  Во-вторых, помните, что ваш гончарный круг, всего лишь работающая модель, а не профессиональное приспособление. Значит идеально ровных кругов, оборот, кувшинчиков и бокальчиков вы не получите. И тут смысл не в получении эталона, а в творчестве, деятельностной игре.

  В – третьих, трезво оцените возраст ребят, которым вы предлагаете это дело. Педагоги и психологи говорят, что наиболее успешны дети 5-7 лет. А вот трёхлетние малыши, не получая желаемый результат, огорчаются и надолго теряют интерес к гончарному делу.

  Если Вы продуманно организуете работу с природным материалом, то получите не только образовательно-воспитательный эффект, но и оздоровительный, который, практически всегда, наблюдается при взаимодействии взрослого или ребёнка с миром Природы, его компонентами.

  Психологи отмечают получение эстетического удовольствия от гончарного ремесла у 80% ребят. Ощущение физического расслабления чувствуют 82%. Проявляют творческий (самостоятельный) подход к изготовлению керамического изделия 93%. Установление или закрепление дружеских, ровных, конструктивных отношений на фоне общей работы наблюдали у 78% участников.

  Кроме этого наши наблюдения говорят о том, что кусочек мягкой глины в ладошках малыша и равномерно вращающийся круг гончарного станка производят магическое действие. Каждый из них чувствует себя в этот момент волшебником, которому подвластно всё!

  «Спокойная» глина активно развивает фантазию. После просушивания изделия раскрашиваются, и на сцену выходит весь мир детских фантазий и творчества, чего не возможно проделать с пластилиновыми фигурками.

  Формирование и развитие мелкой моторики и речи, на этапах работы представления , а так же впечатлений от труда другого , очевидно.

  На занятиях гончарным делом ребята всегда чувствуют себя, и это видно визуально, достаточно комфортно и гармонично с окружающими. .

  Исчезает агрессия и страхи, мышечные зажимы снимаются и сами малыши становятся похожи на податливый кусочек глины. Стрессы и замкнутость отступают на второй план. Главное – приятное творчество!

  Лепка с использование гончарного круга учит планированию действий, пространственному видению, формирует синхронность рук и особую сенсорную восприимчивость, развивает усидчивость.

  И ещё отмечен один удивительный эффект: совместное творчество формирует глубокие и заметные эмоциональные связи между детьми и воспитателем, родителем, проводящим занятие.

 

Преимущества занятий гончарным делом

  Каждый родитель, да и воспитатель, хочет видеть ребёнка успешным. В учёбе, спорте, творчестве…При этом забывая, что программы интеллектуального и физического развития не решают всех развивающих задач. Малыш должен уметь что-то делать своими руками, используя фантазию, включаться в творческий процесс. Что может быть лучше гончарного дела? Ничего! Оно растит трудолюбивых мастеров, эстетов. Через ремесло возвращается дух того народа, которым мы были раньше. Гончарное дело роднит с традициями русской народной мастеровой культуры и сохраняет лучшее наследие наших предков., формирует здоровую физически и психически личность.